?

Log in

No account? Create an account
Виталий Горшков, Виталий, Горшков

vitaly_gorshkov


Виталий Горшков

wildlife photographer


Previous Entry Share Next Entry
Итак, ЧАСТЬ 1. ХАТАНГА.
Виталий Горшков, Виталий, Горшков
vitaly_gorshkov
          
003. Село Хатанга основано в 1626 г. – это одно из самых старинных сёл Таймыра. Название происходит от эвенкийского «большая вода». После Дудинки и Диксона – третий по значению морской и речной порт на Таймыре. Численность населения в настоящее время около 3500 человек.
2401_20120831_Anabar
    
004. Пролетая на самолёте над бескрайними безлюдными пространствами севера Сибири удивительно обнаружить этот небольшой посёлок среди заболоченной равнинной лесотундры на берегу одноимённой широкой реки.


005. Село ограничено с одной стороны рекой, с другой – взлётно-посадочной полосой.
0324_20110812_Anabar

006. Здание аэропорта.
2400_20120831_Anabar

007. Перед зданием гостиницы "Заполярье" - вертолёт МИ-8 как символ освоения края. Без него здесь - никуда. Гостиница не отличается шикарностью интерьеров. Всё по спартански просто. Есть горячая вода. Но кто в ней только не останавливался - экспедиции National Geographiс и WWF, различные туристические компании и научные организации. Её посояльцами были практически все участники высокоширотных и полюсных экспедиций. 



008. ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. Находится на краю посёлка на высоком берегу реки Хатанги. Построена из бруса в 2001 году. Это самая северная православная церковь в мире. До неё церковь строилась дважды. Первая была построена ещё в конце XVII века. Просуществовала, по всей видимости, до конца XIX века. Сейчас на её месте - телевышка. С начала XX века по 1976 год церковь была в виде жилого дома, причём на втором этаже располагалось фотоателье. Потом этот дом был разобран, и приход долгое время находился в музыкальной школе.
1030_20120820_Anabar

009.Надо отдать должное строителям, новая церковь вполне гармонично сочетается с окрестным пейзажем.
1047_20120820_Anabar

010.В архитектуре прослеживаются характерные северные мотивы.
2450_20100824_Anabar

011. От церкви Богоявления открывается замечательный вид на долину реки Хатанги.
1054_20120820_Anabar

012. Нельзя не отметить - в посёлке много детей.
1037_20120820_Anabar

013. 
1040_20120820_Anabar

014.
1069_20120820_Anabar

015. А таким количеством детских площадок вряд ли сможет похвастаться аналогичный по числу жителей подмосковный городок.
8674_20110802_Anabar

016. Яркие краски и стилизованные формы площадок заметно оживляют общий колорит посёлка.
1104_20120820_Anabar

017.
1066_20120820_Anabar

018.  Многих приезжих изумляет угольно-чёрные "проспекты" посёлка - дороги отсыпаны не углём, как многие думают, а  сопутствующей углю второстепенной породой, которую здесь, да и во многих других северных поселениях, таким образом используют. И это можно считать своего рода "ноу хау", поскольку посёлок построен в зоне вечной мерзлоты и общей заболоченности почв, характерной для зоны лесотундры. Завоз гравия сюда будет неоправданно дорог, так как посёлок имеет связь с внешним миром только посредством авиасообщения и Северным морским путём. А ближайшая угольная шахта - всего в 100 км. 
2449_20100824_Anabar

019. В сухую погоду по улицам курсирует машина, поливающая дороги, предотвращая образование пыли. На снимке улица Советская - главная улица посёлка. В дали - здание местного ДК. 
2444_20100824_Anabar

020. Несмотря изолированность и небольшую площадь, транспорта в посёлке вполне достаточно. Есть даже своя служба такси. Среди "Нив", УАЗиков и "Крузаков" курсирующих по посёлку, встречаются и вот такие самоделки.
1005_20120820_Anabar

021. Такая машина не только совершенно безопасна для ранимой поверхности тундры, но ещё и неплохо плавает.
1003_20120820_Anabar

022. Здание администрации Государственного заповедника "Таймырский". На первом этаже - музей природы и этнографии, созданный в 1993 г. по инициативе Евдокии Афанасьевны Аксёновой, которая по сей день его бессменный директор. Здесь же в одной из комнат располагается музей Огдо Аксёновой - долганской поэтессы, автора долганского букваря. 
1028_20120820_Anabar

023. Экспозиция музея рассказывает о природе Хатангского края и традиционном быте народов Севера.
2442_20100824_Anabar

024. Отдельный стенд посвящен мамонтовой фауне края. Многочисленные Таймырские находки мамонтов и шерститых носорогов известны всему миру. На стенде - череп, бивни, зубы и кости мамонта.
2441_20100824_Anabar

025. На этом памятнике хочу остановиться отдельно. Это памятник бурным событиям, развернувшимся на юге Таймыра весной 1932 года. Насаждавшееся властью искусственное социальное расслоение патриархального устройства ненцев, нганасан, долган и эвенков на «кулаков» и «бедняков» привело к восстанию. В начале весны власти провели безвозмездное и произвольное изъятие оленей, сделали попытки коллективизировать племенные хозяйства. В апреле в станке Мироновское восставшими под руководством шамана Р. Бархатова были арестованы прибывшие туда особоуполномоченные, во все концы округа направлены гонцы с распоряжением «хватать всех русских, вершить суд совести». В ответ на выступление из Дудинки отряда войск ОГПУ восставшие расстреляли двух особоуполномоченных, арестовали парламентёров и напали на чекистов. Разгромив его, но и понеся значительные потери, повстанцы расстреляли нескольких заложников. 21 апреля повстанческий отряд (в документах фигурирует как «Хатангская орда») захватили районный центр – посёлок Хатангу, убив его руководителей (они то и перечислены на памятнике) и взяв в заложники около ста русских жителей.
1155_20120820_Anabar
          После этого руководители восстания направили письмо правительству СССР в котором просили срочно остановить произвол местных властей и урегулировать вопросы путём переговоров «... так как мы от справедливых повинностей перед государством не отказываемся». Была ещё телеграмма «К народам мира» аналогичного содержания, составленная Р. Бархатовым.
          Через неделю Бархатов объявил о полной амнистии всем задержанным русским, однако на подавление восстания уже был брошен отряд войск ОГПУ. К концу мая 1932 года повстанцы прекратили сопротивление, руководители восстания были арестованы или убиты в боях. Озабоченное восстаниями своих туземных подданных, руководство страны всё же отреагировало: 1 сентября Политбюро ЦК ВКП(б) приняло секретное постановление и письмо обкомам и крайкомам сибирских и северных территорий «Об извращениях политики партии на Крайнем Севере», в которых действия местных властей характеризовались как «преступные перегибы в практике мест в области коллективизации», а руководителям Оленеводтреста и Союзохотцентра объявлялись строгие выговоры «за недопустимые директивы». Что стало с арестованными повстанцами Таймыра – неизвестно.
(По материалам книги «Враги народа» за Полярным кругом» С. Ларьков, Ф. Романенко, 2010).

026. Памятная стелла первым русским землепроходцам. На этом месте в XVII веке было построено первое ясячное зимовье Хатанга.
1082_20120820_Anabar

027. Административный центр Хатанги. Дом с "тарелкой" - узел связи. Слева от него - здание администрации. Справа - отдел образования и телевышка. Именно на этом месте русскими поселенцами, казаками в конце XVII века к востоку от домов бывшего ясачного зимовья была построена первая православная церковь Богоявления - внешне неказистая, но отличалась богатым внутренним убранством. 
8676_20110802_Anabar

028. Здание районного отдела образовательных учреждений.
1081_20120820_Anabar

030. Хотя местные торговцы с неодобрением и некоторой обидой относятся к просьбам туристов о фотосъёмке прилавков, я тоже не смог удержаться. Уж очень необычно выглядят здешние цены на продукты. Но что поделать, все продукты доставляются сюда самолётом. Они в принципе не могут здесь быть дешёвыми. 
1087_20120820_Anabar

031. Больший интерес вызывает тот факт, что даже по таким ценам товары имеют спрос.
1089_20120820_Anabar

032. На берегу реки Хатанги - морской порт.
1123_20120820_Anabar

033. Летом река мелеет и некоторые суда садятся на грунт. "Наталья Зенько" - названа, судя по всему, в честь одной из жертв авиакатастрофы рейса Хатанга - Москва в 2001 г. Ил-18, совершавший перелёт в Домодедово, рухнул тогда на границе Ярославской и Тверской области.
1135_20120820_Anabar

034.
1139_20120820_Anabar

035. Большая часть строений в посёлке - деревянные.
1008_20120820_Anabar

036. Все теплосети в посёлке прокладываются на поверхности. Для удобства перехода через них везде построены мостики.
0992_20120820_Anabar

037. Один из магазинчиков посёлка.
8673_20110802_Anabar







  • 1
Интересную информацию ты раскопал про восстание в 1932 году! Очень хорошо характеризует то время! И ведь такой произвол советской власти был по всей стране в разных вариациях! Сталинистов теперешних нужно мордой тыкать в такие факты.

Приятно видеть Хатангу в добром здравии.
К сожалению наш Диксон постигла более печальная участь..

Печальная в чем?

Одним словом..
В реформаторской истории поселка, не нашлось руководителя, сумевшего своим опытом провести реорганизацию постсоветского хозяйства на рыночные, то бишь частные рельсы.

Удивительно, все дети светловолосы, несмотря на явно эндемичное происхождение. Это русские так нахулиганили?

Ну почему же нахулиганили... Внесли так сказать свой вклад ... в освоение северных территорий!

Ага, иначе говоря, местную породу улучшили.)
А площадок много - так ведь кругом ни деревца, ни кустика! Играть больше и негде.(

Деревья то там в округе есть. Лесотундра всё таки. Другое дело - зима. Полярная ночь. Вот когда тоскливо не только детям...

В самом посёлке деревьев как раз не видно почему-то. Хотя как раз там могли бы и посадить.

Я бы отнёс это к специфике местности и населения. Во-первых - высокий процент населения Хатанги - это северные народности (долганы, нганасаны, ненцы и пр.), да и русские, которые родились и выросли там тоже приобрели соответствующий менталитет. Люди которые живут в тундре, во всей широте открытых пространств - поверьте, лес их радует меньше чем открытая тундра. В лесу тундровики чувствуют себя не так уютно. Наверно это сродни клаустрофобии. А потом, по меньшей мере на 500 км других таких крупных населённых пунктов нет - только лесотундра и тундра. Это здесь нас беспокоит сведение лесов под дороги и мегаполисы, и нам жалко каждый кустик закатанный под асфальт. Там же, наоборот встретишь где-нибудь на плато консервную банку, брошенную геологами лет двадцать назад, и уже порой отрадно, что здесь были люди. Ты не один в этой пустыне. Про свалки и бочки - это конечно отдельная тема, которая беспокоит всех.

Ну тогда , наверное, местные дети играть убегают в тундру.)
Про консервные банки - это да, тема знакомая любому, кто хаживал в дикую природу надолго.)

  • 1